Поиск по этому блогу

Краткая аннотация

Работая в детском доме уже второе десятилетие осознаю, что вся система воспитания детей-сирот в России работает у нас неправильно. Она направлена не на социальную адаптацию детей-сирот, а на их дезадаптацию. В семье - дети видят, что ничего в жизни просто так не дается, что на кусок хлеба папа и мама должны заработать. А в детском доме - государство, спонсоры и просто добрые люди - не только накормят и напоят, но и подарками обеспечат. Красота! И дети к этому привыкают.
Учиться - зачем? - в ВУЗах - льгота, достаточно - тройки на ЕГЭ, если где-то заработают копейку, то и копить ни на что не надо, как-нибудь - само собой, лучше "отработать" на рынке или слямзить у товарища. А то и грабануть кого-то. О баснословных государственных стипендиях в технических ВУЗах и СУЗах - вообще молчу. Нигде, однако, столько не заработаешь. Зачем работать, стараться, стремиться. А поживу-ка я пока на шее государства, а потом постараюсь на чью-нибудь пересесть. Железная логика! В нашем государстве работает.
Только вот потом воспитанникам детского дома становится непонятно, где-то годам к двадцати пяти, когда все подачки закончатся, как же жить дальше?
Нам, педагогам нужно искать новые подходы, пути и решения этой проблемы, как социализировать наших детей, как научить жить их в реальном мире, где нужно трудиться, зарабатывать на жизнь достойными способами, содержать себя и свою семью.
Попытка организовать трудовое соревнование, пока кратковременное, даст возможность стимулировать и корректировать отношение ребенка, воспитывающегося в детском доме, к труду.
Цель подпроекта: воспитание у детей ответственного отношения к учебному и общественно-полезному труду.
Задачи:
- развитие мотивации трудиться и учиться;
- осознание детьми роли труда в жизни;
- воспитание трудолюбия и активности.
Положительный стереотип по отношению к учебе нужно поддерживать и развивать.Соревновательность заложена в самой психологии человека. Даже ребенку свойственно сравнивать свои результаты с результатами сверстников. На этом механизме состязательности и строится метод соревнования.
У соревнования как метода большие воспитательные возможности:
- оно создает сильные эмоционально-ценностные стимулы, которые усиливают основные мотивы, в трудовой, учебной деятельности детей, особенно если деятельность длительная и уже "потускнела" ее привлекательность;
- соревнование способно проявить совершенно неожиданные способности детей, которые в привычной обстановке не давали о себе знать;
- соревнование сплачивает детей, развивает дух коллективизма, укрепляет дружбу.
Но соревнование - "оружие обоюдоострое". Если оно организовано методически неверно, то может вызвать у детей стремление победить любой ценой, высокомерие, хвастовство, жадность, погоню за призами. Возникает ложное чувство товарищества (ради победы скрываются недостойные поступки) или начинаются ссоры и конфликты. Вот почему организация соревнования требует соблюдения ряда важных педагогических условий.
Особой методики требует соревнование в учебной деятельности. Здесь в качестве предмета соревнования нельзя выбирать отметки, считать отличников победителями, а слабоуспевающих проигравшими. Стоит помнить, что каждая конкретная учебная отметка несет в себе такое множество субъективных составляющих: интеллектуальные возможности, способности ребенка, его интерес именно к этому предмету, его физическое состояние, настроение, отношение к нему учителя и т. д.
Важны в соревновании гласность и сравнимость результатов. Весь ход соревнования должен открыто представляться детям (например, на специальном стенде, в оперативных "Листах гласности"), чтобы они сами могли видеть и понимать, какая деятельность стоит за теми или иными очками и баллами.

Комментариев нет:

Отправить комментарий